Цитата мудреца

Голосование

Какими социальными сетями Вы пользуетесь?
 
Система Orphus. Если вы заметили ошибку на сайте, нажмите сюда.
Загружается, подождите...
Начало сайта Сообщество Тематические обсуждения Религиозное общение
Версия для слабовидящих
Версия для печати

Лев Толстой и христианство

Давайте поделимся друг с другом кто, как и во что верит.
  Сообщений: 46 • Страница 4 из 51, 2, 3, 4, 5

Re: Лев Толстой и христианство

Валерий, Толстой нигде не мог говорить такие примитивные вещи!
Тот, у кого Вы читали эти (с позволения сказать) - глупости, или сам не читал Толстого, или же сознательно исказил факты, т.е. по сути, оклеветал писателя.
Еще может быть вариант - Вы неосознанно немного переиначили чьи-то слова...
В любом случае некорректно использовать неподтвержденные данные по отношению к кому-либо.
Христос для Толстого - святыня. Он мог о Нем рассуждать, но Его заповеди Любви для Толстого были не просто руководством к действию - они были его жизнью! Церковь же рассуждения о Христе приравнивает к кощунству, но не спешит жить по заповедям Христовым. В этом и состоял конфликт Толстого с церковью. Если бы слова Толстого были ложью, то и его остальные труды не имели бы ценности. Мы бы так и не вспомнили сегодня, что был такой писатель.
В том-то и дело, что церковь пропустила бы мимо ушей ложь в ее адрес. Но правду она не могла простить... Это, кстати, подтверждает и Василий Розанов, ссылку на которого Вы давали.
Просто Розанов признавал огромные проблемы в церкви, но... пытался закрыть на них глаза, как будто они не являются тем, что стает между человеком и Богом.
Он как тот правитель, о котором говорил герой Евгения Леонова (король) из сказки Шварца, уговаривавшем свою жену, когда ее душили злодеи: "Потерпи, моет еще и обойдется!"
Розанов признавал проблему, но считал, что посягать на роль церкви нельзя. Но ведь проблему так не решить! Эта половинчатость Розанова напоминает бесхребетность и нерешительность.
Толстой же заставил думать над проблемой. Мы и сегодня о ней думаем! Толстой не просто о ней думал - он ее пытался решить. Да, сумбурно и бессистемно... Это, скорее, был протест, бунт честного человека, который не мог лицемерить.
Толстой был большим христианином, чем сама церковь. А это не прощают! Как не простили Самому Христу то, что Он был большим праведником, нежели все фарисеи вместе взятые...
Ответить


Адольф Иванович Добрянский-Сачуров (1817-1901) и С. Гурбан-Ваянский в трудах своих отзывались о Толстом, как о еретике. Прославленный памфлет Толстого Ваянский назвал «покушением на совесть каждого порядочного славянина». Толстого он резко осудил за отрицание церкви, нации, брака, любви, закона, искусства, поэзии, за «нападки на величие русского народа и царя». По его словам, Толстой «растоптал надежду на вечную жизнь, на спасение». "Учение Толстого с разрушительной силой распространяется среди славян, в первом же ряду среди словаков».
Как бы мы не пытались обелить толстовство и признать его право на реабилитацию в Церкви, но своими трудами, граф сам дискредитирует себя. 30 марта 2001 года исполнилось 100 лет с того дня, как священный Синод Русской Православной Церкви торжественно засвидетельствовал, казалось бы, очевидный факт: что граф Лев Николаевич Толстой "сам себя отлучил от Церкви". Но споры об этом постановлении не утихают до сих пор. Потомки великого писателя даже призывают "реабилитировать" Толстого. К сожалению, такая "реабилитация" по отношению к позднему творчеству графа стала бы настоящим насилием.
Первая глава рассказа-легенды Л. Н. Толстого "Разрушение ада и восстановление его" (1902) содержит одну любопытную деталь. Излагая события после крестных страданий и смерти Христа, автор-повествователь сообщает, что "Вельзевул видел, как Христос в светлом сиянии остановился во вратах ада, видел, как грешники от Адама и до Иуды вышли из ада... Здесь весьма показательно объединение Адама и Иуды (в легенде имеется в виду, разумеется, Иуда Искариотский) в одну группу грешников. Согласно христианской истории, известно, что Адам после грехопадения всю оставшуюся жизнь проводил в подвиге покаяния и смирения перед Богом, а поэтому считается и первым ветхозаветным праведником. Этот момент совершенно отсутствует в толстовском произведении. Из Священного Писания мы также знаем и о том, что Иуда, предатель и фактически убийца Христа, закончил свою жизнь не покаянием, а новым, противоположным покаянию, тяжким грехом - самоубийством. Смешение праведника с грешником, покаяние с упорством в грехе свидетельствует, что для Толстого граница между праведностью и неправедностью проходила совсем в каком-то совсем другом месте, где покаяние и смирение не принципиальны и не важны. Из приведенного отрывка вполне очевидно оправдание Иуды - он выходит из ада вместе с другими его обитателями. Как видим, Толстой демонстрирует специфическое, противоположное христианскому, понимание духовной жизни и представление о посмертной участи людей. Самые великие грешники оказываются вместе с праведниками в раю, "нет в мире виноватых". Налицо гуманистический, "человеческий, слишком человеческий" подход Толстого к описанию загробного мира, чрезмерно подчеркивающий безграничное милосердие Божие ко всем грешникам, даже тем, кто не нуждается в этом милосердии и не ищет прощения, как Иуда, то есть налицо некое абстрактное милосердие. При этом не придается значения другой стороне христианского понимания Бога - Его правосудию. Надо сказать, что в 1870-1880-х годах Толстой еще допускал в какой-то степени существование "божеского" плана. "Мне отмщение, и Аз воздам" - эпиграф романа "Анна Каренина" и черновой редакции "народного рассказа" "Свечка" - убедительное тому подтверждение. Однако в 1900-е годы Небесное Царство рассматривается только с точки зрения "царства Божия на земле". "Божеское" не противопоставляется и не дополняется "человеческим", оно само целиком человеческое. Благодаря "человеческому" подходу вина Иуды Искариотского переводится из онтологической сферы в гносеологическую, приравнивается лишь к обусловленному определенными причинами заблуждению, неправильной точке зрения на мир, неверному методу познания его, которые со смертью автоматически исчезают. Поэтому все грешники (и самые страшные и нераскаянные) в новом, "объективном", гносеологически правильном духовном мире автоматически становятся праведниками и с праведниками торжествуют победу добра. Антихристианская позиция Толстого обличается статьёй Добрянского "Плоды учения гр. Л. Н.Толстого". Святейший Синод Православной Российской Церкви переиздал в двух книжках. Помимо блестящей богословско-философской критики Толстого с православных позиций, Добрянский рассматривает опасность толстовства в конкретной историко-политической перспективе. Обличая пацифизм и непротивленчество Толстого, Добрянский называет его врагом славянской идеи, утверждает, что толстовство может обернуться поражением славянства в неизбежной грядущей славяно-германской войне.
Как же он относился к церкви?

Толстовская критика Церкви показывает, что он совсем не понимал предмет, о котором писал. Так, например, он пришел к выводу, сделанному из изучения «строго логической богословской теории», что будто бы «после Христа верою человек освобождается от греха, то есть что человеку уже не нужно разумом освещать свою жизнь и избирать то, что для него лучше. Ему нужно верить только в то, что Христос искупил его от греха, и тогда он всегда безгрешен, то есть совершенно хорош. По этому учению, люди должны воображать, что в них разум бессилен и что потому-то они и безгрешны, то есть не могут ошибаться. Истинно верующий должен воображать, что со времени Христа земля родит без труда, дети родятся без мук, болезней нет, смерти нет и греха, то есть ошибок, нет». Изложив эту, по словам архиепископа Иоанна (Шаховского), карикатуру на христианское учение, Толстой делает вывод, что оно – бессмыслица. «Кто верит в Бога, для того Христос не может быть Бог», – поясняет он в «Критике догматического богословия», потому что вера в Христа как в Бога совершенно искажает «истинный» смысл Его учения.
Ответить


Re: Лев Толстой и христианство

То что попы используют церковь для личного обогащения знаю не понаслышке и не на одном примере. Больницы, где лечатся весь народ находятся в таком виде, что иногда кажется, что на дворе не 2009, а 1920, зато церкви процветают и ещё как. Попы ездят на новеньких джипах и все как один сетуют на протекающие крыши церквей. Толстой уже в то время видел как под сенью храмов трудятся стяжатели, и редчайший случай истинные христиане. Самое интересное что апогей человеческих отношений между людьми был при советской власти, когда деньги не стояли во главе всей жизни. А сейчас идёт тотальное насаждение религии. Кирилл заявляет, что в России все христиане, поскольку они крещёные, но в большинстве случаев всех крестили детьми, не осознающих ни чего. Толстой был против этого.
Ответить


Re: Лев Толстой и христианство

Хорошая тема.
Взялся перечитать Льва Николаевича - его "В чем моя вера?".
И вот небольшая цитата оттуда:
"... Царство Бога, царство мира, которое обещали все пророки, и которое близилось
при Иоанне Крестителе, и которое возвещал и возвестил Христос, говоря
словами Исаии: "Дух Господень на мне, ибо он помазал меня благовествовать
нищим и послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным
освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
проповедовать лето Господне благоприятное" (Луки, IV, 18-19; Исаии, LXI,
1-2).
Заповеди мира, данные Христом, простые, ясные, предвидящие все случаи
раздора и предотвращающие его, открывают это Царство Бога на земле. Стало
быть, Христос точно Мессия. Он исполнил обещанное. Мы только не исполняем
того, чего вечно желали все люди, -- того, о чем мы молились и молимся"
.

Это самая настоящая Вера!
Ответить


Re:

Валерий писал(а):Первая глава рассказа-легенды Л. Н. Толстого "Разрушение ада и восстановление его" (1902) содержит одну любопытную деталь. Излагая события после крестных страданий и смерти Христа, автор-повествователь сообщает, что "Вельзевул видел, как Христос в светлом сиянии остановился во вратах ада, видел, как грешники от Адама и до Иуды вышли из ада... Здесь весьма показательно объединение Адама и Иуды (в легенде имеется в виду, разумеется, Иуда Искариотский) в одну группу грешников. Согласно христианской истории, известно, что Адам после грехопадения всю оставшуюся жизнь проводил в подвиге покаяния и смирения перед Богом, а поэтому считается и первым ветхозаветным праведником. Этот момент совершенно отсутствует в толстовском произведении. Из Священного Писания мы также знаем и о том, что Иуда, предатель и фактически убийца Христа, закончил свою жизнь не покаянием, а новым, противоположным покаянию, тяжким грехом - самоубийством. Смешение праведника с грешником, покаяние с упорством в грехе свидетельствует, что для Толстого граница между праведностью и неправедностью проходила совсем в каком-то совсем другом месте, где покаяние и смирение не принципиальны и не важны. Из приведенного отрывка вполне очевидно оправдание Иуды - он выходит из ада вместе с другими его обитателями.


Мне кажется, что если бы сегодня существовала возможность диалога между Вами и Львом Николаевичем, то он позволил бы Вам вставить вместо имен Адама и Иуды имена тех персоналий, которые Вы считаете более уместны в этом случае..... К остальной части произведения, как я понимаю у Вас претензий нет? Или все таки не убий, и возлюби врага своего - это метафоры и т.д. и т.п., а не четкие указания Христа? И вообще - Нагорная проповедь - это пустые слова или руководство к действию? Почему ни один сторонник православия не может прямо ответить на этот вопрос, а именно в этом и есть весь конфликт: Лев Николаевич - за неукоснительное выполнение Нагорной Проповеди, а РПЦ - набор размытых фраз об угрозе славянам, Церкви, и еще много чему.... Получается, что угроза Православию - неукоснительное выполнение заповедей провозглашенных Христом в Нагорной Проповеди.
А искать зацепки в текстах..... не то имя, не та персона....
Ответить


Re: Re:

Владимир Решетников писал(а):Или все таки не убий, и возлюби врага своего - это метафоры и т.д. и т.п., а не четкие указания Христа? И вообще - Нагорная проповедь - это пустые слова или руководство к действию? Почему ни один сторонник православия не может прямо ответить на этот вопрос, а именно в этом и есть весь конфликт: Лев Николаевич - за неукоснительное выполнение Нагорной Проповеди, а РПЦ - набор размытых фраз об угрозе славянам, Церкви, и еще много чему.... Получается, что угроза Православию - неукоснительное выполнение заповедей провозглашенных Христом в Нагорной Проповеди.

Именно - истинный Христианин не тот, кто так называет себя, а тот, кто выполняет, завещанное Христом. Это лучшее, что мы можем сделать во имя Его, но никак не поклонение без реальных дел.
Ответить


Суть человека не в том, во что он верит, но в том, чем живёт он. Я живу трудами святых, Хомякова, Павла Флоренского, Рождественского, который написал огромный фундаментальный труд об апологетике, Федченкова, Григория Паламы, Игнатия Брянчанинова, Серафима Саровского и... можно написать из имён целую книгу. А всё остальное - только приложение к работам святых. В них - Истина. Они сказали о Толстом, как об антихристе. Что ещё могу противопоставить?
Ответить


Каждому из нас дан свой собственный ум. И своё сердце.
А святые отцы были не только последователями Христа, но и членами религиозной организации, в которой инакомыслие не поощряется.
Почитайте притчу "Ошибка". Если каждый будет говорить: "А они сказали...", - не думая самостоятельно, то будет вот такое. :)
Ответить


Слово "святые" говорит само за себя. Истинно святые Христовы Божьи. Так что не надо - у нас, у вас...
Ответить


Re:

Валерий писал(а):Они сказали о Толстом, как об антихристе. Что ещё могу противопоставить?

О делах и "заслугах" перед Церковью Петра I святые отцы, разумеется, слышать не слышали...
И что почти за сто лет до Толстого в Европе была столь одиозная фигура, как император Франции - Наполеон I, в результате завоевательских войн которого погибли свыше 3-х миллионов человек... А в России во времена Толстого страной и церковью фактически правил Распутин, о моральных качествах которого в приличном обществе лучше вообще не говорить...
И святые отцы называют именно Толстого антихристом? Самого кроткого из тех, кого они могли считать противником церкви?
Извините, Валерий, но это аргумент не в пользу святых отцов...
Ответить


Пред.След.

  Сообщений: 46 • Страница 4 из 51, 2, 3, 4, 5

Вернуться в Религиозное общение



Кто сейчас на сайте

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Yandex [bot]