Цитата мудреца

Голосование

Что Вам нужно для счастья?
 
Система Orphus. Если вы заметили ошибку на сайте, нажмите сюда.
Загружается, подождите...
Начало сайта Сообщество Тематические обсуждения Человек и общество
Версия для слабовидящих
Версия для печати

О смысле человеческой жизни

Обсуждение социальных вопросов, отношений между людьми.
  Сообщений: 3 • Страница 1 из 1

О смысле человеческой жизни

Ныне существующая власть не нашла ничего лучше и проще как предложить населению (даже не народу) идею патриотизма в узколобом его понимании - как готовность с радостью умереть за Родину. И конечно за ныне действующую власть. Патриотизм и бабало составляют иделогическую основу современной жизни.
Вместе с тем, пересмотр ориентиров, особенно для молодежи, чрезвычайно важный аспект не только для предотвращения распространения наркотической заразы, но и для обеспечения резкого экономического подъема России в целом.
Протестанты, подавляющее большинство которых проживает на территории Германии, усматривают в повседневном труде прямое служение Богу. Отсюда произрастает так называемое "немецкое качество". Именно это положение заложено в основу протестантизма.
Именно благодаря этому положению происходит бурный рост этого учения в современном Китае.
Я не предлагаю стать протестантами!
Как отметил Патриарх русском православной церкви Кирилл "В творчестве заложено служение Богу".
В православии это положением имеет место быть, но оно не акцентировано! В то время как, по моему мнению, именно оно является определющим и ключевым моментом.
Необходима новая культурная революция.
Может настала пора тем, для кого это очевидно как-то активизировать свое влияние на власть и мыслящую аудиторию для продвижения этого вопроса?

Это вместо предисловия.


О смысле человеческой жизни

Все чаще случающиеся террористические акты и полная неспособность совре-менных властей что-либо противопоставить идеям радикальных исламистов вынудили меня сесть за эту статью в надежде натолкнуть человека на осознание своего предна-значения в этом мире.
Прежде всего, следует заменить, что смысл человеческой жизни отнюдь не свя-зан исключительно с репродуктивной деятельностью, в которой гораздо более преуспе-ли тараканы. Безусловно, тело должно породить тело. В этом заложен великий закон сохранения человеческого рода. Но ограничиться этим, значит отказаться от своей че-ловеческой сущности и вернуться на уровень наших «братьев меньших», для коих именно это и составляет, с точки зрения биологов, основной закон жизни.
В то же время, не следует ограничиваться и тривиальным получением удоволь-ствий. Наш организм устроен таким образом, что выработка гормона радости происхо-дит каждый раз в результате успешного отправления основных (физиологических) функции, опять же направленных, главным образом, на сохранение человека как био-логического вида. Своеобразный «пряник» для поощрения действий, направленных на реализацию инстинкта продолжения рода. Даже выработка адреналина на крутом ат-тракционе является наградой за преодоление опасного мероприятия. Хотя наиболее сильные чувства человек испытывает тогда, когда достигает определенных успехов не на телесном, а на духовном уровне. Но к этому мы вернемся чуть позже. Главное, на что сейчас хочется обратить внимание, это то, что собственное воспроизведение, со всеми сопутствующими ему телесными удовольствиями, не является и не может яв-ляться смыслом существования человека. Хотя идеологи «потребительского общества» всячески пытаются навязать именно такую точку зрения, преследуя, прежде всего, свои узкие корпоративные интересы, навязывая человеку семейные ценности и радости об-ладания удобными вещами. Человек больше и шире, чем набор инстинктов и рефлек-сов, идеально обслуживающий реализацию его функции воспроизводства. Он обладает сознанием.
Именно сознание делает человека человеком. Об этом уже писали великие умы прошлого. Выводы, к которым они пришли, не вызывают никаких сомнений. Но, от-вергая эпикурейство, они четко не указали иной, вразумительный и понятный путь, следуя которым человек смог бы осознать себя не просто очередным элементом эволю-ционной цепочки развития, но, главным образом, совершенно особенным творением Великой Идеи, некогда породившей все сущее.
В чем же заключается предназначение человека? Не человечества в целом, как некоего единого сообщества или вида, а именно каждого отдельно взятого человека, как отдельной мыслящей субстанции. Но не живущей в себе самой и для себя, а как не-кой абстрактной идее, живущей в настоящее время неразрывно от подобных себе.
Для начала необходимо определиться с теми положениями, которые являются бесспорными, а именно найти основные, базисные утверждения, которые станут от-правной точкой. Полагаю, всего их три:
1. В природе нет ничего лишнего.
2. В природе все взаимосвязано.
3. В природе все развивается по законам диалектики.
При этом под природой понимается не только материальный, но и идеальный мир, их совокупность.
Отталкиваясь от этих утверждений, посмотрим на человека, как на биологиче-скую особь. Ответ на вопрос о предназначении человека заложен, прежде всего, в его теле. Это не сложно заметить, если более внимательно отнестись к некоторым особен-ностям, отличающим человеческое тело от остальных форм животного мира. Так, если отбросить в стороны все незначительные детали, такие как шерсть, уши, микрофлора кишечника и т.п., то главные отличия будут заключаться в наличии у человека разума и в особенности строения кисти его руки.
Но соединение точного манипулятора со способностью мыслить – есть то ос-новное, что резко выделяет всех приматов из ряда сухопутных млекопитающих. Что же возвышает человека над обезьяной? Что в нем есть такого, что напрочь отсутствует у той же шимпанзе?
Сравнительный анализ тел в данном случае дает результат не в пользу человека. Обезьяна оказывается явно сильнее. Но все же, несмотря на это, человек возвысился над приматами. За счет чего?
Сегодня даже ребёнок может с полной уверенностью ответит на этот вопрос: че-ловек, скажет он, – умнее. Но что это значит? Какая функция головного мозга дает ему такое неоспоримое преимущество?
Основной функцией мозга являются способность воспринимать и перерабаты-вать огромной объем информации, быстро находить новое решение, выстраивать опти-мальную стратегию поведения, познавать мир и сохранять знание, т.е. осуществлять то, что мы называем разумной деятельностью.
Но для чего человеку даны такие возможности? При обитании в условиях дикой природы, подобный потенциал является явно излишним. Даже в такой сложной среде, какой являются джунгли, ограниченные возможности мозга обезьяны вполне достаточ-ны для обеспечения ее выживания. Тем не менее, и сегодня человек обитает в таких ус-ловиях, чему ярким примером служат племена, обитающие в джунглях Амазонки.
Можно ли сказать, что люди этих племен ведут разумную деятельность? В опре-деленной степени - да. Они отлично адаптировались к середе своего обитания, и ис-пользуют потенциал своего мозга ровно настолько, насколько им это необходимо для продолжения жизни в этих условиях. Но потенциальные возможности их мозга гораздо больше. Почему они в полной мере его не используют? Для чего им этот не используе-мый резерв мощности?
Принято считать, что они сумели наладить свою жизнь в полной гармонии с природой. То есть, у них нет необходимости в каком-либо дополнительном усилении своих позиций в отношении дикой природы. Следовательно, они остановились в своем развитии, предопределив, тем самым, развитие процесса своего вымирания, ибо в соот-ветствии с законами диалектики ничто не может стоять на месте. Если что-то не разви-вается, то оно тут же вытесняется чем-то другим, ибо природа пустоты не терпит. Под-тверждением чему является активное вытеснение диких племен из насиженных мест представителями более развитой цивилизации, в борьбе за природные ресурсы, как ре-зультат неравномерности развития человеческих сообществ в различных частях мира.
В то же время, в природе ничего не бывает лишним. Неиспользуемое отмирает. Используемое – развивается.
Значит, те возможности, которые даны человеку, предназначены для реализации какой-то определенной функции, явно выходящей за пределы обеспечения простого выживания в природной среде. Но какой?
Вся деятельность человеческого мозга направлена на восприятие и переработку большого объема информации. Для чего? Как и в любом производственном процессе, результатом переработки всегда является появление нового продукта. В мыслительной деятельности - решения. И, как правило, - нового. То есть такого, которого до этого еще не было. А это уже процесс творческий. Следовательно, потенциал человеческого мозга предназначен, прежде всего, для реализации творческого процесса.
Таким образом, главным отличием человека от обезьяны является способность человека к творческой деятельности. Именно эта способность к созиданию и предопре-делила все развитие человечества, вознеся его культуру над дикой природой, ибо про-явление действия законов диалектики не позволяет ему останавливаться на достигну-том, и постоянно толкает вперед, заставляя совершенствовать старые и искать новые способы и подходы к решению стоящих перед ним задач.
Отсюда следует неизбежный вывод: предназначением человека, а, следователь-но, и смыслом его жизни является творчество. Вся рефлекторная деятельность его ор-ганизма является лишь орудием в реализации творческих замыслов. Как без знания языка невозможно слагать поэмы, так без четко работающего организма невозможна успешная реализация творческих идей. Рука и разум, душа и тело, - равнозначны в этом неразрывном тандеме, направленном на создание того, чего ранее, до появления чело-века, на Свете не было. Творчество, есть то, ради чего человек был создан, во имя ка-кой идеи выпущен в путь. То, на что направлено мастерство его руки, и проникновен-ность дерзновенной мысли.
Таким образом, Творчество, есть цель и критерий оценки всех человеческих дей-ствий, и то, что предопределяет необходимость существования каждой отдельной лич-ности.
Не случайно в Библии сказано, что Бог сотворил человека по образу и подобию своему. Бог это Творец всего сущего. Его образ определил форму, т.е. дал человеку те-ло, а подобие наделило тело разумом, и тем, ради чего разум был дан, т.е. - творчески-ми способностями.
Но возникает следующий вопрос: что есть творчество?
В настоящее время существует много различных исследований в этой области и дано множество определений. Но все они в конечном итоге сводятся к одному: творче-ство – есть процесс создания того, чего ранее в мире не было. И это в равной степени относится не только к миру идей, но и к миру вещей, растений и животных. Иначе го-воря, творчество равнозначно как на идеальном, так и на материальном плане.
Отсюда следует, что для того, чтобы создать (сотворить) нечто новое, необхо-димо знать не только то, как это можно сделать, но, главным образом, то, что уже было создано ранее. Иначе говоря, любому акту творения предшествует процесс познания. От глубины и длительности этого процесса напрямую зависит последующий результат. Освоенный объем знаний четко соответствует масштабу индивидуального стремления к творчеству.
Но и этого еще не достаточно.
Достигнутый результат творения должен органично вписаться в существующие системы, которые бывают порой довольно сложными, а подчас и весьма агрессивно на-строенными ко всему новому. Не учитывать это, значит напрасно тратить время и си-лы. А принять во внимание все их сложные взаимосвязи возможно только через осоз-нание действий законов природы и этики. В противном случае достигнутый результат войдет в прямое противоречие с существующими системами, и будет ими отвергнут.
Познание законов природы лежит через познание диалектики.
Познание же законов этики возможно только через любовь, в основе которой за-ложено понимание и приятие жизни в целом. Не зря все религиозные и философские системы призывают к одному: творите добро. В основе любого творческого процесса заложено столкновение категорий «добра» и «зла». И только глубина полученного зна-ния о мире в целом и действии законов этики сможет помочь разобраться к чему может привести полученный результат творчества.
Большинство людей, ежедневно занятых проблемами выживания, не могут в должной степени уделять внимание постижению законов этики, т.к. результат их труда является следствием обычно повторяющихся действий, которым свойственна неизмен-но положительная статистическая оценка. Вся жизнь их строится на следовании уста-новленным стандартам поведения. Но стоит им только выйти за рамки повседневных забот, как они тут же сталкиваются с необходимостью оценки своих поступков, само-стоятельно разобраться в сути, которых зачастую бывают не в состоянии. Это главным образом обусловлено тем, что такие люди не подготовлены к реализации заложенного в них творческого начала и пытаются запустить его спонтанно, интуитивно, что в боль-шинстве случаев приводит только к большим разочарованиям. Никого не будет радо-вать изобретение еще одного велосипеда или нового более изощренного способа пыт-ки. В первом случае творцу недоставало элементарных знаний, во втором – понимания этических норм.
Таким образом, приходим к следующим выводам:
Смыслом человеческой жизни является творчество.
Творчество невозможно без предшествующего процесса познания - изучения ранее полученных знаний о жизни и мире в целом, включая глубокое постижение зако-нов этики.
Воплощение творческого замысла возможно только в том случае, если оно будет происходить в соответствии законами этики, т.е. результат творчества будет создан с любовью, и любовь эта будет простираться гораздо шире достигнутого результата, ина-че, замкнувшись на себе самом, достигнутый результат самим собой и ограничится. Соответственно, ничего нового и жизнеспособного создано не будет, и все приложен-ные усилия окажутся напрасными.
Народы и страны, ставящие во главу угла стимулирование творчества каждого человека, стремительно развивают свою культуру, ибо отвечают тому замыслу, кото-рый Творцом был заложен в человеке при его создании. Это довольно наглядно про-слеживается на исторических примерах зарождения и гибели различных цивилизаций.
Осознание человеком смысла своего существования направляет все его мысли и силы на созидательную деятельность во благо жизни и полностью исключает возмож-ность порабощения его какой-либо разрушительной идеей, ибо творческий процесс возможен только в условиях достижения большой внутренней свободы. Свобода и творчество идут рука об руку и не могут существовать друг без друга. При этом, под свободой следует понимать не только политическую свободу, как свободу выражать свои мысли, но главным образом, свободу экономическую, которая позволяет духу не зависеть от потребностей вмещающего его тела. Именно поэтому в странах с тотали-тарным режимом или режимом подавления инакомыслия политическими или религи-озными идеями, а также в экономически слаборазвитых странах творческий процесс человека всегда сильно ограничен, что сдерживает развитие не только каждого отдель-ного члена данного общества, но и страну в целом.
В ответ на высказывание создателя фирмы «Эппл» Стива Джобса: «Все ли из нас смогут оставить «вмятину» во Вселенной, всем ли это дано и всем ли это надо?», хочется заметить – всем это дано по праву рождения человеком и всем это надо, по обя-занности им быть.
Каждый человек за краткий срок, отведенный на жизнь, может и должен создать то, чего ранее до него не было. Жизнеспособность его творения будет напрямую зави-сеть от глубины познания мира и силы любви творца к этому миру.


Алексей Доброхотов
31 января 2011 года (в ред. от 18 апреля 2011 г.).
Ответить


Тараканы и остануться. Что Вы их иунижаете? - Они то Выполняют первую заповедь Бога : Плодитесь и размножайтесь. Но человек как поджигал муравейники, как вытаптывал все живое, пеперь и тараканов вытравил из наших городов.
Зеки то же дают опущенному в тюрьме "любовь", это "истерический", или, чаще, "заместительный" гомосексуализм. У исламистов я вижу любовь друг к другу, и семьи даже у "смертников". И вы знаете что победа именно за такой жертвенной любовью, а не вашими "из головы".
Ответить


Господину Полякову

Извините, уважаемый, не очень понял на счет тараканов.
Статья была о смысле человеческой жизни, о том, что главное содержание человеческой деятельности заключается в создании чео-то нового, того. что ранее до появления на свет этого конкретного человека, на Земле не было, но то, что он создает нужно этой жизни и он понимает это, как продолжение сознательной творческой деятельности самого Бога по созданию разнообразных форм жизни на Земле. И его новая форма не уничтожает ранее порожденные, не паразитирует на них а делает их жизнь еще разноообразнее, ярче и интереснее. если можно так выразиться. В этом изаключается содеражение оснвного закона Этики.
Почитайте пожалуста статью более внимательно.
Ответить



  Сообщений: 3 • Страница 1 из 1

Вернуться в Человек и общество



Кто сейчас на сайте

Зарегистрированные пользователи: Google [Bot], Majestic-12 [Bot], Yandex [bot]